Департамент социальной защиты населения Томской области

Информация для жителей Томской области

PDF Печать Написать письмо
Социальное обслуживание - Реализация Федерального закона № 442-ФЗ

Уважаемые жители Томской области!

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Закон сохраняет все права граждан на социальное обслуживание, которые были предусмотрены ранее, а также расширяет их возможности при получении социальных услуг.

Уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания

Администрацией Томской области определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания: Департамент социальной защиты населения Томской области (в отношении совершеннолетних граждан) и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (в отношении несовершеннолетних граждан).

Новые принципы, повышающие доступность социальных услуг

Законом, наряду с уже существующими принципами социального обслуживания, такими как:равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, добровольность, конфиденциальность, адресность при предоставлении социальных услуг, устанавливаются новые принципы социального обслуживания, а именно:

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (принцип подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания).

Информационная открытость поставщиков социальных услуг

Социальное обслуживание может предоставляться как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями.

С целью информирования граждан сформирован и размещен на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Томской области в сети «Интернет» реестр поставщиков социальных услуг Томской области, содержащий широкий круг сведений о данных поставщиках (информация о предоставляемых услугах, условиях их предоставления, опыте работы, кадровом составе, лицензиях, свободных местах и многое другое).

Кроме того, подробные сведения о поставщике социальных услуг будут содержаться на его официальном сайте в сети «Интернет».

Обратная связь с получателями социальных услуг

На сайтах поставщиков социальных услуг будет обеспечиваться техническая возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве предоставленных социальных услуг.

Возможность подачи заявления в электронной форме

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Уменьшение сроков рассмотрения заявлений

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом (в Томской области – Департаментом социальной защиты населения Томской области в отношении совершеннолетних граждан, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в отношении несовершеннолетних граждан) и доводится до гражданина в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления о предоставлении социальных услуг.

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению гражданину необходимых ему социальных услуг. Для этого с учетом индивидуальной потребности гражданину будет составляться индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Срок составления индивидуальной программы и передачи ее гражданину – 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Индивидуальная программа носит для гражданина рекомендательный, а для поставщика социальных услуг обязательный характер.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг должна пересматриваться по мере изменения потребности гражданина в социальных услугах, но не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, будет сохранять своё действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

Гражданам, которые начали получать социальные услуги до 1 января 2015 года, также будут сформированы индивидуальные программы.

Право выбора гражданином поставщика социальных услуг

Законом установлена обязанность поставщиков предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги. А для получателей социальных услуг предусмотрено право на выбор поставщика социальных услуг из реестра поставщиков того региона, где он проживает. В случае если гражданин будет получать социальные услуги у поставщика, который входит в реестр поставщиков социальных услуг Томской области, но не финансируется из бюджета, данному поставщику выплачивается компенсация из бюджета Томской области, в размере и порядке, определенным Департаментом социальной защиты населения Томской области.

Договор о предоставлении социальных услуг заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. В договоре должны быть определены предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Договоры, которые были заключены ранее до 1 января 2015 года, будут скорректированы и приведены в соответствие с формой, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Сохранение всех форм социального обслуживания

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в форме полустационарного или  стационарного социального обслуживания.

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток (например – отделения дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания).

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Увеличение количества граждан, которым социальные услуги будут предоставляться бесплатно

Законом определены условия и категории граждан для предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе.

Бесплатно социальные услуги должны предоставляться несовершеннолетним детям, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Кроме того, бесплатно социальные услуги могут предоставляться, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже либо равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного Губернатором Томской области на душу населения.

Предоставление стационарного социального обслуживания с круглосуточным проживанием в организации социального обслуживания будет осуществляться за полную или частичную плату, составляющую не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Независимая оценка качества оказания социальных услуг

В целях общественного контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг, предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности организуется независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Переходные положения

Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг.

Для получателей социальных услуг, у которых право на их получение возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг не могут быть выше размеров платы за предоставление соответствующих социальных услуг, установленных в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.